Организация ранней помощи детям с расстройствами аутистическогоспектра: обзор отечественного и зарубежного опыта
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-150-1-381-399Ключевые слова:
РАС, ранняя помощь, естественная среда, методики коррекционного воздействия, родительское участие, адаптация зарубежного опытаАннотация
Данная научная статья посвящена вопросам организации системы ранней помощи детям с РАС в Республике Казахстан с учетом отечественного и зарубежного опыта. Актуальность исследования обусловлена растущей распространенностью аутизма во всем мире, в том числе и в Казахстане, где наблюдается ежегодное увеличение числа детей с данным диагнозом.
В рамках исследования использовались следующие методы: сравнительно-педагогический анализ, изучение нормативных документов по проблеме исследования, обобщение имеющегося опыта по проблеме исследования, педагогический эксперимент.
В статье представлены современные подходы к организации ранней помощи детям с РАС. Рассматриваются эффективные методики коррекционного воздействия, включая ABA-терапию, сенсорную интеграцию, Early Start Denver Model, EarlyBird, DIR/Floortime.
Особое внимание в исследовании уделяется применению подходов в естественной среде ребенка. Включение ребенка в привычную обстановку способствует оптимальному освоению новых навыков и их применению в реальных жизненных ситуациях. Также приведенные результаты эмпирического исследования показывают, что включение родителей в процесс коррекции и развитие ребенка в естественной среде способствует значительному улучшению социально-коммуникативных и поведенческих навыков детей с РАС, а также улучшает взаимодействие и эмоциональную вовлеченность родителей.