Использование материалов казахской этнопедагогики в преподавании предмета «Естествознание» в начальной школе
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-150-1-26-41Ключевые слова:
формирование, учащиеся начальных классов, этнопедагогика, материалы казахской этнопедагогики, национальные ценности, этнокультураАннотация
В статье подробно описано влияние и роль накопленного за многие столетия образовательного опыта в традиционной педагогической культуре казахского народа как неотъемлемой части общечеловеческих ценностей в развитии интеллектуальных способностей современного молодого поколения. Рассмотрены проблемы целенаправленного и эффективного использования материалов казахской этнопедагогики в образовательной деятельности учащихся начальных классов.
В условиях открытого развития современного общества мирового уровня подчеркивается важность и научная значимость проблемы совершенствования содержания образования в решении задач всестороннего воспитания и формирования у ребенка национальных ценностей. С точки зрения авторов научно и методически сформулирована необходимость акцентирования внимания на важности целенаправленного, системного использования материалов казахской этнопедагогики в направлении формирования ценностных ориентаций младших школьников в процессе преподавания предмета «Естествознание» в начальных классах, где закладывается прочная основа образования.
В рамках изучаемой проблемы наглядно продемонстрирована и сформулирована возможность для учащихся начальных классов достичь глубокого освоения предмета «Естествознание» с эффективным использованием материалов казахской этнопедагогики, опираясь только на передовой опыт воспитания населения, прошедший вековую критику, и духовное наследие известных исторических, видных представителей казахстанской педагогической науки. В данном направлении в статье приводятся конкретные примеры по опыту целенаправленного, системного, рационального использования материалов казахской этнопедагогики в процессе углубленного объяснения и освоения младшими школьниками сложных тем, понятий и явлений, составляющих основу области «Естествознание».