Проектирование профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в условиях современной образовательной среды

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-150-1-118-137

Ключевые слова:

готовность, педагоги-психологи, проектирование, образовательная среда, эксперты, инновационная образовательная среда

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью научного анализа формирования готовности будущих педагогов-психологов к саморазвитию профессиональных компетенций, в том числе проектных, широкое ее апробирование в образовательном процессе. На сегодняшний день ресурсы психологической готовности недостаточно задействованы в профессиональной подготовке специалистов. Актуальность проектного сопровождения образования определяет новые тренды в подготовке выпускников специальности «Педагогика и психология». Цель статьи заключается в расширении представлений о профессиональном становлении специалиста-психолога через конкретизацию понятия «готовность к проектированию профессиональной деятельности», которое понимается как вариативность интеграции и взаимодействия различных структур личности и деятельностных условий образовательной среды. В качестве ведущей методологической основы исследования использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития. При проведении комплексного исследования использовались методы системного, структурного, функционального и сравнительного анализа, методы группировок и экспертных оценок, анкетирования, социально-педагогического моделирования и педагогического проектирования, диагностики качества обучения, статистических методов обработки результатов исследования. В статье дан теоретико-методологический анализ готовности будущих педагогов-психологов к проектированию профессиональной деятельности в контексте комплексного исследования, включающего в себя опрос студентов выпускных курсов специальности «Педагогика и психология» вузов Республики Казахстан, а также оценка экспертов, позволяющая объективно оценить психологический потенциал психологов-выпускников, спрогнозировать особенности их проектной работы в образовательной среде.

Значимость исследования: 1) обобщен вклад американских, европейских, российских и казахстанских исследователей в раскрытие вопроса готовности педагогов-психологов вузов к профессиональной проектной деятельности в образовательной среде; 2) выявлена значимость личностного компонента профессиональной готовности к проектированию профессиональной деятельности; 3) дана экспертная оценка эффективности подготовки педагогов-психологов к проектированию в образовательной среде.

Загрузки

Опубликован

2025-03-31

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Проектирование профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов в условиях современной образовательной среды. (2025). Gumilyov Journal of Pedagogy, 150(1), 118-137. https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-150-1-118-137

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.