Раннее профессиональное самоопределение школьников в контексте региональной потребности кадров (на примере Акмолинской области)
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-150-1-300-317Ключевые слова:
ранняя профилизация, архетипичные маркеры, Атлас новых профессий и компетенций, потребность в кадрахАннотация
В статье освещены результаты исследования по актуальным направлениям и тенденциям раннего профессионального самоопределения школьников Акмолинской области. Авторами разработаны эффективные подходы для развития кадрового потенциала в агротехнической отрасли Акмолинской области с целью стимулирования интереса у школьников интереса к селькохозяйственным и техническим профессиям для устойчивого экономического роста Акмолинской области.
Агротехническая сфера является ключевой отраслью экономики Акмолинской области. Развитие кадрового потенциала в этой области необходимо для обеспечения устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства, повышения производительности и обеспечения продовольственной безопасности.
Отсутствие интереса школьников к сельскохозяйственным и техническим специальностям ведет к серьезному дефициту кадров, затрудняя устойчивое развитие данных отраслей из-за нехватки квалифицированных специалистов. Аграрная и техническая сферы интенсивно развивающиеся отрасли, где основным трендом является цифровизация, которая способна повлиять на изменения любого из этапов технологической цепочки в сельском хозяйстве. Однаконизкая привлекательность данной сферы, неосведомлённость о ее перспективности, недооценка молодежью тех возможностей для карьерного роста и материального благополучия создают преграды для выбора данных специальностей, несмотря на их стратегическую важность для обеспечения продовольственной безопасности и развития экономики. Повышение престижа аграрных и технических профессий требует трансформации представлений и знаний о них через современные методы ранней профилизации, направленных на формирование интереса и осознания ценности сельскохозяйственных и технических специальностей.