Психолого-педагогическая компетенция учителя как объект педагогического измерения
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-279-296Ключевые слова:
профессионально-педагогическая компетентность, психолого-педагогическая компетенция, педагогические измерения, оценка, профессиональный стандартАннотация
Статья рассматривает актуальную проблему педагогического измерения и оценки профессиональных компетенций будущих учителей. Основной инновационной сутью и содержанием компетентностного подхода в образовании является описание, формирование и оценка результатов образования в форме компетенций и компетентностей как основных критериев качества образования. В свете современных вызовов образовательной системы, актуальность данной проблемы состоит в необходимости качественной подготовки педагогов, обладающих психолого-педагогической компетенций. Статья начинается с обзора существующих теоретических подходов к пониманию психолого-педагогической компетентности учителя, особенностей ее проявления и значимости для эффективного обучения. Исследование использует комбинированный метод, включающий анализ основных понятий, анкетирование и самооценка студентами, будущими учителями. Авторы формулируют гипотезу о возможности педагогического измерения и оценки психолого-педагогической компетенции педагогов, основываясь на разработанной ими анкете. Полученные результаты анализируются и интерпретируются. Основной вывод статьи заключается в подтверждении возможности измерения психолого-педагогической компетенции будущих учителей. В заключение авторы делают вывод о необходимости развития и оценки психолого-педагогической компетенции будущих учителей в процессе их обучения в вузе. Они отмечают, что разработанная методика оценки компетенции может быть полезна для образовательных учреждений при проведении аттестации учителей. Полученные результаты и выводы могут быть использованы на практике для разработки программ и методик профессионального развития педагогов, направленных на развитие и укрепление их психолого-педагогической компетенции. В целом статья вносит вклад в совершенствование системы подготовки и развития педагогов с учетом их психологических потребностей и возможностей.






