Психолого-педагогическая компетенция учителя как объект педагогического измерения

Авторы

  • Ж.С. Тасбулатова Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева Автор https://orcid.org/0009-0004-7090-0343
  • А.Х. Давлетова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Автор https://orcid.org/0000-0003-2373-3699
  • Л. Навий Кокшетауский университет имени Ш. Уалиханова Автор https://orcid.org/0000-0002-3041-8614
  • С.А. Мурзина Филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Акмолинской области Автор https://orcid.org/0000-0001-8863-8065

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-279-296

Ключевые слова:

профессионально-педагогическая компетентность, психолого-педагогическая компетенция, педагогические измерения, оценка, профессиональный стандарт

Аннотация

Статья рассматривает актуальную проблему педагогического измерения и оценки профессиональных компетенций будущих учителей. Основной инновационной сутью и содержанием компетентностного подхода в образовании является описание, формирование и оценка результатов образования в форме компетенций и компетентностей как основных критериев качества образования. В свете современных вызовов образовательной системы, актуальность данной проблемы состоит в необходимости качественной подготовки педагогов, обладающих психолого-педагогической компетенций. Статья начинается с обзора существующих теоретических подходов к пониманию психолого-педагогической компетентности учителя, особенностей ее проявления и значимости для эффективного обучения. Исследование использует комбинированный метод, включающий анализ основных понятий, анкетирование и самооценка студентами, будущими учителями. Авторы формулируют гипотезу о возможности педагогического измерения и оценки психолого-педагогической компетенции педагогов, основываясь на разработанной ими анкете. Полученные результаты анализируются и интерпретируются. Основной вывод статьи заключается в подтверждении возможности измерения психолого-педагогической компетенции будущих учителей. В заключение авторы делают вывод о необходимости развития и оценки психолого-педагогической компетенции будущих учителей в процессе их обучения в вузе. Они отмечают, что разработанная методика оценки компетенции может быть полезна для образовательных учреждений при проведении аттестации учителей. Полученные результаты и выводы могут быть использованы на практике для разработки программ и методик профессионального развития педагогов, направленных на развитие и укрепление их психолого-педагогической компетенции. В целом статья вносит вклад в совершенствование системы подготовки и развития педагогов с учетом их психологических потребностей и возможностей.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Загрузки

Опубликован

2025-06-30

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Психолого-педагогическая компетенция учителя как объект педагогического измерения. (2025). Gumilyov Journal of Pedagogy, 151(2), 279-296. https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-279-296

Похожие статьи

1-10 из 52

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.