Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения к здоровью у студенческой молодежи
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-74-92Ключевые слова:
здоровый образ жизни, высшее образование, здоровьесберегающая грамотность, мотивация, цифровые технологии, геймификация, искусственный интеллектАннотация
Статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам формирования ценностного отношения студентов вуза к здоровью. Цель исследования заключается в выявлении эффективных стратегий мотивации студентов к ведению здорового образа жизни с учётом внутренних и внешних факторов, влияющих на их благополучие. Для достижения цели применялся комплекс теоретических методов, включая анализ, синтез, сравнение, индукцию и дедукцию, а также был проведен пилотный опрос среди студентов Академии физической культуры и массового спорта (Астана, Казахстан).
Научная новизна исследования состоит в интеграции институционального, педагогического и студенческого уровней воздействия в рамках трёхуровневой модели, а также в акценте на потенциал цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и геймификация (gamification, игровизация образовательного процесса) – для повышения вовлеченности студентов в здоровьесберегающие практики. Результаты показали, что на здоровье студентов существенно влияют качество сна, питание, физическая активность и управление стрессом, которые напрямую отражаются на академической успеваемости и личностном развитии. Эмпирические данные подтвердили низкий уровень осведомленности о профилактическом поведении по отношению к здоровью, а также значительные трудности возникшие в период пандемии COVID-19 и перехода на онлайн-обучение. Предлагаемая модель включает конкретные подходы, такие как чек-листы, методические рекомендации по вопросам здоровья, интерактивные тренинги и персонализированные рекомендации с использованием искусственного интеллекта. Результаты исследования имеют практическое значение для руководителей и преподавателей университетов, предоставляя им инструменты для интеграции вопросов формирования здоровья и связанных с ним компетенций в образовательный процесс, а также способствуя поддержке устойчивого благополучия студентов и развитию человеческого капитала в образовательной среде.






