Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения к здоровью у студенческой молодежи

Авторы

  • Б.А. Дукетаев Академия физической культуры и массового спорта Автор https://orcid.org/0009-0002-8480-5326
  • Ж.С. Мухамбет Академия физической культуры и массового спорта Автор https://orcid.org/0000-0001-7435-9022
  • Х.Н. Касенов Академия физической культуры и массового спорта Автор https://orcid.org/0000-0002-7555-4919
  • Е.Ж. Шакенов Академия физической культуры и массового спорта Автор
  • А.К. Куатов Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилёва Автор https://orcid.org/0000-0001-7802-916X

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-74-92

Ключевые слова:

здоровый образ жизни, высшее образование, здоровьесберегающая грамотность, мотивация, цифровые технологии, геймификация, искусственный интеллект

Аннотация

Статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам формирования ценностного отношения студентов вуза к здоровью. Цель исследования заключается в выявлении эффективных стратегий мотивации студентов к ведению здорового образа жизни с учётом внутренних и внешних факторов, влияющих на их благополучие. Для достижения цели применялся комплекс теоретических методов, включая анализ, синтез, сравнение, индукцию и дедукцию, а также был проведен пилотный опрос среди студентов Академии физической культуры и массового спорта (Астана, Казахстан).

Научная новизна исследования состоит в интеграции институционального, педагогического и студенческого уровней воздействия в рамках трёхуровневой модели, а также в акценте на потенциал цифровых технологий, таких как искусственный интеллект и геймификация (gamification, игровизация образовательного процесса) – для повышения вовлеченности студентов в здоровьесберегающие практики. Результаты показали, что на здоровье студентов существенно влияют качество сна, питание, физическая активность и управление стрессом, которые напрямую отражаются на академической успеваемости и личностном развитии. Эмпирические данные подтвердили низкий уровень осведомленности о профилактическом поведении по отношению к здоровью, а также значительные трудности возникшие в период пандемии COVID-19 и перехода на онлайн-обучение. Предлагаемая модель включает конкретные подходы, такие как чек-листы, методические рекомендации по вопросам здоровья, интерактивные тренинги и персонализированные рекомендации с использованием искусственного интеллекта. Результаты исследования имеют практическое значение для руководителей и преподавателей университетов, предоставляя им инструменты для интеграции вопросов формирования здоровья и связанных с ним компетенций в образовательный процесс, а также способствуя поддержке устойчивого благополучия студентов и развитию человеческого капитала в образовательной среде.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения к здоровью у студенческой молодежи. (2025). Gumilyov Journal of Pedagogy, 152(3), 74-92. https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-74-92

Похожие статьи

1-10 из 55

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.