Роль лидерских компетенций у будущих педагогов в совершенствовании управления образовательными процессами
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-113-130Ключевые слова:
компетенции, лидерство, лидерские компетенции, педагогический менеджмент, будущие педагоги, студенты, учителяАннотация
В статье анализируются проблемы и перспективы лидерских компетенций у студентов педагогических вузов как потенциала для эффективного управления образовательными процессами. Актуальность исследования определяется необходимостью подготовки педагогов, способных проявлять лидерские качества и успешно управлять образовательными учреждениями. Для анализа были рассмотрены основные теоретические подходы к лидерству, в том числе традиционная теория лидерства (теория черт), концепция ситуационного лидерства, теория трансформационного лидерства, концепция распределенного лидерства и теория этического лидерства. В статье также обсуждается значение педагогической рефлексии как важного аспекта лидерской компетентности.
Согласно результатам опроса, проведенного среди студентов и преподавателей педагогических вузов, большинство респондентов выделяют лидерские компетенции в качестве основного качества успешного педагога. Среди наиболее важных качеств - уверенность в себе, коммуникабельность, целеустремленность, харизма, креативность и эмпатия. Однако уровень подготовки лидеров в педагогических вузах, по мнению участников опроса, оценивается как средний, что свидетельствует о необходимости совершенствования образовательных программ. В частности, предлагается включить активные тренинги, направленные на развитие конкретных лидерских качеств, ввести проекты по лидерству в школе, разработать кейсы для анализа управленческих ситуаций, использовать виртуальные тренажеры для отработки навыков педагогического менеджмента.






