Осведомленность студентов о кибербезопасности: систематический обзор литературы и анализ методом PRISMA
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-126-144Ключевые слова:
кибербезопасность, студенты, PRISMA, систематический обзор литературы, кибератаки, информационная безопасностьАннотация
В настоящее время пользователи интернета, особенно студенты, часто сталкиваются с такими угрозами, как фишинг, кража личных данных, социальная инженерия, вредоносные программы и кибербуллинг. В связи с этим важно изучить их отношение к информационной безопасности и определить эффективные методы обучения. В данном исследовании применяется метод PRISMA (Preferred Reporting Items for Systematic Reviews and Meta-Analyses), в рамках которого были проанализированы 20 научных статей. Все исследования были отобраны из базы данных Scopus, что повышает надежность и научную обоснованность данного обзора. Результаты показали различный уровень знаний студентов о киберугрозах. Наиболее распространенными методами повышения осведомленности студентов о кибербезопасности являются тренинги, обучение через игры (геймификация), интерактивное обучение, опросы и тестирование, а также мониторинг и контроль. Результаты исследования подтверждают необходимость внедрения новых подходов в образовательную систему для формирования культуры кибербезопасности среди студентов. Особенно эффективными оказались интерактивные методы обучения и практические занятия, способствующие развитию у студентов навыков информационной безопасности. Данное исследование помогает определить эффективные стратегии повышения безопасности студентов в интернете и закладывает основу для совершенствования методик преподавания кибербезопасности в образовательной сфере.






