Влияние внешних и внутренних факторов на вовлеченность студентов в научно-исследовательской процесс
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-262-278Ключевые слова:
исследовательская компетентность, формирование, студенты, научно-исследовательская работа, исследовательское обучение, факторыАннотация
Формирование исследовательских умений и навыков у студентов является одной из главных задач современного высшего образования. Будущий учитель должен владеть навыками исследования, обладать критическим и аналитическим мышлением, обеспечивать развитие исследовательской компетенции учащихся, уметь выявлять в учебном процессе проблему и решать ее с применением методов научного познания. Для развития данных навыков необходимо организовать обучение, требующее применения исследовательского подхода с учётом факторов, которые будут способствовать максимальному вовлечению студентов в активный научно-исследовательский процесс. В данной статье авторами предпринята попытка выделить такие наиболее значимые факторы, как наставничество, научный задел, осознание значимости научной деятельности, осознание практической пользы для своей будущей профессии и интерес к исследованию. Результаты анкетирования показали, что, несмотря на имеющийся интерес к научно-исследовательской работе, студенты зачастую в ней не участвуют в силу разных субъективных и объективных обстоятельств. Это дает основание полагать, что при организации научной работы в вузе, а именно в процессе формирования исследовательской компетенции студентов, необходимо учитывать вышеуказанные характеристики. Для изучения данной проблемы был сделан обзор отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по теме исследования, а также использованы эмпирические (анкетирование) и статистические методы анализа (критерий χ² Пирсона, Cramér’s V). На основании полученных результатов авторами были разработаны рекомендации по вовлечению студентов в научную работу посредством специально организованных мероприятий, системы материального поощрения студентов, а также через внедрение прикладного обучения.






