Трансформация программ профессионального развития преподавателей в условиях цифровизации, глобализации и инклюзивного образования
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-319-340Ключевые слова:
инновационная активность преподавателей, профессиональное развитие, мотивация, инновационные технологии, цифровизация, инклюзивность, программы повышения квалификацииАннотация
Статья посвящена исследованию потребностей преподавателей вузов и колледжей в сфере повышения квалификации в условиях цифровизации, глобализации и расширения инклюзивных практик. Цель исследования – определить теоретические и методологические основы формирования инновационной активности преподавателей и оценить роль системы повышения квалификации. Задачи включали анализ международных и казахстанских подходов, выявление факторов выбора программ и эмпирическую оценку удовлетворённости их содержанием и формами. На основе анкетирования 143 преподавателей казахстанских образовательных организаций выявлены приоритетные компоненты программ профессионального развития и различия в их восприятии по стажу и академической должности. Независимо от опыта высоко оцениваются модули по методике преподавания, цифровым технологиям, инновациям и дуальному обучению. Начинающие преподаватели проявляют меньший интерес к аксиологическим и гуманитарным аспектам, тогда как опытные акцентируют внимание на стратегических и исследовательских компонентах. Статистический анализ (t-тесты, ANOVA) показал относительное единство базовых потребностей при наличии структурных различий между профессиональными группами. Результаты подтверждают необходимость модульных и адаптивных программ, сочетающих цифровые, инклюзивные и ценностные компоненты, что позволит развивать инновационный потенциал и профессиональную идентичность преподавателей, а также модернизировать систему профессионального развития в условиях глобальных трансформаций.






