Проблемы полилингвального образования в Республике Татарстан
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-7-23Ключевые слова:
полилингвальное образование, инклюзия, инновационная образовательная среда, коммуникативные навыки, образовательные моделиАннотация
Полилингвальное обучение – это целенаправленный процесс, который призван приобщить учащихся к многоязычию, к восприятию многокультурного общества и мира. Основным средством в этом процессе становится овладение более двумя языками, где каждый из языков выступает в качестве способа постижения специальных знаний и реализации межкультурной коммуникации. В статье представлен опыт Республики Татарстан по организации полилингвального образования, а именно организационно-педагогические условияполилингвального подхода к академической подготовке, коммуникативной компетентности и межкультурному взаимодействию учащихся, а также факторы, обеспечивающие успешность внедрения полилингвального образования в республике. Целью исследования является проведение мониторинга полилингвального образования и ознакомление с результатами его эффективности в школах Республики Татарстан.
В работе отражены результаты исследований, проведенных в школах республики, подтверждающие значимость полилингвального подхода в современном образовании. В ходе исследования нами была создана классификация общеобразовательных учреждений, в которых применяется полилингвальное обучение. Особое внимание уделено опыту государственного автономного образовательного учреждения «Полилингвальный комплекс «Адымнар» ‑ путь к знаниям и согласию» в РТ, направленного на создание современной и эффективной полилингвальной образовательной среды.
Научная и практическая значимость статьи обусловлены тем, что в ней представлен анализ нормативных документов и законодательных актов, регулирующих образовательную систему Республики Татарстан, сделан качественный контент-анализ отчетов, посвященных практике полилингвального образования, опрос, анкетирование педагогов и администрации образовательных учреждений для выяснения их отношения к полилингвальному образованию и выявлению барьеров, препятствующих эффективной реализации этой модели, проведены интерьюирование экспертов и заинтересованных сторон для получения экспертных оценок, предложений по улучшению существующей ситуации и эмпирический анализ успеваемости и динамики развития коммуникативных навыков учащихся, занимающихся в полилингвальных классах.
Проведенное исследование показывает, что полилингвальное образование повышает уровень академической, ментальной и эстетической подготовки учащихся, развивает коммуникативные способности и формирует ценностное восприятие культурных особенностей различных народов.






