Правовая компетентность социального педагога в профилактике виктимного поведения подростков
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-288-302Ключевые слова:
подростковый возраст, виктимное поведение, виктимность, предрасположенность, социальный педагог, правовая компетентность, процесс виктимизации, благоприятная средаАннотация
В статье изучены теоретико-методологические и научно-практические основы феномена виктимного поведения подростков, ведущих к жертвам социально опасных ситуаций и проблемы его профилактики. В данном направлении посредством обзора психолого-педагогической, философской литературы даны разъяснения понятий «виктимология», «виктимность», «виктимное поведение», «правовая компетентность». Российский ученый А. В. Мудрик: Среди подростков виктимизация наиболее часто встречалась, дифференцируя предложенные группы, взяв за основу виктимологию, рассмотрение в ее понимании жертв преступлений и путей и форм их предупреждения. Обобщены теоретически проанализированные суждения о сущности и содержании социальной поддержки виктимного поведения школьников, исследование послужило основой для определения на методологической основе проблемы направлений социально-педагогических явлений, учитывающих личностно-ориентированные подходы и правовую грамотность к регулированию своего характера и эффективности действий.
Названные теоретико-методологические основы исследования иллюстрированы схемой структуры процесса социальной адаптации виктимного поведения подростков. Для повышения правовой грамотности подростков и снижения процесса виктимизации в обществе важно, чтобы социальный педагог обладал глубоким знанием законодательной базы и умел ее применять. Поэтому обсуждается социальная адаптация социального педагога через организацию безопасной комфортной среды в учебно-воспитательных учреждениях для подростков на основе совершенствования направлений профессиональной деятельности и правовой компетентности. Данная статья подчеркивает важность профессиональной деятельности социального педагога,эффективной организации мероприятий по профилактике виктимного поведения подростков в образовательном учреждении.






