Правовая компетентность социального педагога в профилактике виктимного поведения подростков

Авторы

  • М.Д. Мурзагулова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Автор https://orcid.org/0000-0002-1655-6252
  • Л.А. Сулейменова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Автор
  • М.М. Байбекова Университет дружбы народов имени академика А. Куатбекова Автор https://orcid.org/0000-0003-2053-5312
  • Г.А. Кыргызхан Казахский национальный педагогический универсиет им.Абая Автор https://orcid.org/0000-0002-7685-6142
  • З.Е. Сыдыкова Центрально-Азиатский инновационный университет Автор https://orcid.org/0000-0002-7935-747X

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-288-302

Ключевые слова:

подростковый возраст, виктимное поведение, виктимность, предрасположенность, социальный педагог, правовая компетентность, процесс виктимизации, благоприятная среда

Аннотация

В статье изучены теоретико-методологические и научно-практические основы феномена виктимного поведения подростков, ведущих к жертвам социально опасных ситуаций и проблемы его профилактики. В данном направлении посредством обзора психолого-педагогической, философской литературы даны разъяснения понятий «виктимология», «виктимность», «виктимное поведение», «правовая компетентность». Российский ученый А. В. Мудрик: Среди подростков виктимизация наиболее часто встречалась, дифференцируя предложенные группы, взяв за основу виктимологию, рассмотрение в ее понимании жертв преступлений и путей и форм их предупреждения. Обобщены теоретически проанализированные суждения о сущности и содержании социальной поддержки виктимного поведения школьников, исследование послужило основой для определения на методологической основе проблемы направлений социально-педагогических явлений, учитывающих личностно-ориентированные подходы и правовую грамотность к регулированию своего характера и эффективности действий.

Названные теоретико-методологические основы исследования иллюстрированы схемой структуры процесса социальной адаптации виктимного поведения подростков. Для повышения правовой грамотности подростков и снижения процесса виктимизации в обществе важно, чтобы социальный педагог обладал глубоким знанием законодательной базы и умел ее применять.  Поэтому обсуждается социальная адаптация социального педагога через организацию безопасной комфортной среды в учебно-воспитательных учреждениях для подростков на основе совершенствования направлений профессиональной деятельности и правовой компетентности. Данная статья подчеркивает важность профессиональной деятельности социального педагога,эффективной организации мероприятий по профилактике виктимного поведения подростков в образовательном учреждении.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Правовая компетентность социального педагога в профилактике виктимного поведения подростков. (2025). Gumilyov Journal of Pedagogy, 152(3), 288-302. https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-288-302

Похожие статьи

1-10 из 54

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)