Реализация ценностно-ориентированного компонента в современных учебниках по английскому языку
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-97-112Ключевые слова:
ценности , категории, контент-анализ , учебник по английскому языку, средняя школаАннотация
Учебник по английскому языку (УАЯ) как одно из основных средств передачи ценностей оказывает влияние на развитие ценностно-мотивационной сферы обучающихся. Настоящее исследование направлено на изучение реализации ценностно-ориентированного компонента обучения в учебниках по английскому языку, используемых в средних школах Республики Казахстан. Основным методом исследования является контент-анализ УАЯ, в основе которого лежит теория базовых ценностей Ш. Шварца. Результаты анализа показали, что исследуемый компонент в анализируемых УАЯ представлен по четырем основным категориям ценностей Ш.Шварца, а именно: 1) открытость к изменениям, 2) самоопределение, 3) самоутверждение и 4) сохранение, при этом наиболее эксплицитно представлены ценности из категории «сохранение», а наиболее имплицитно – ценности из категории «самоопределение». Полученные результаты свидетельствуют о том, что, материалы УАЯ в большей степени направлены на развитие ценностей социальной сплоченности и уважения к традициям, в то время как ценностям, связанным с личными достижениями и амбициями, которые являются важными для формирования глобальной компетентности, уделяется недостаточно внимания. Исследование способствует более глубокому пониманию реализации ценностно-ориентационного компонента в материалах УАЯ и подчеркивает необходимость сбалансированного представления всех категорий ценностей. Результаты могут быть полезны для разработчиков учебников, педагогов и исследователей, занимающихся вопросами ценностно-ориентированного образования и формирования глобальных компетенций у обучающихся.






