Международная практика по предотвращению остракизма

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-7-26

Ключевые слова:

буллинг, остракизм, предотвращение, антибуллинговые стратегии, кибербуллинг, международный опыт, образовательные программы

Аннотация

В условиях растущих цифровых рисков и изменения школьной среды проблема остракизма и запугивания становится особенно актуальной. Объектом данного исследования является социальная изоляция в учебных заведениях, проявляющаяся в виде издевательств и киберзапугивания. Цель работы – провести сравнительный анализ национальных и международных стратегий профилактики остракизма с акцентом на правовые, институциональные и культурные аспекты. Основное внимание уделяется опыту Финляндии, Великобритании, США, Японии, Южной Кореи, Казахстана и России, где выявлены типологические различия в способах предотвращения издевательств.

Научно-практическая значимость статьи обусловлена тем, что она не только систематизирует данные о существующих моделях противодействия издевательствам, но и дает рекомендации по их адаптации в условиях казахстанских и российских систем образования. Методика исследования основана на сравнительном правовом анализе, анализе содержания нормативных актов, отчетах международных организаций (ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНИСЕФ), а также статистических данных о динамике угроз. Также были использованы элементы социокультурного анализа и экспертного исследования.

Результаты показывают, что страны со всеобъемлющей государственной политикой, обязательными реализациями образовательных программ (например, Кива в Финляндии) и развитой системой поддержки пострадавших демонстрируют наибольшую эффективность. Несмотря на частичное внедрение Кивы в Казахстане, отмечена положительная тенденция – снижение хулиганства в пилотных школах на 12%.

Исследование способствует выработке педагогической политики борьбы с издевательствами, обосновывая необходимость интеграции международного опыта в национальные стратегии. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов в разработке эффективных профилактических мер.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Опубликован

2025-06-30

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Международная практика по предотвращению остракизма. (2025). Gumilyov Journal of Pedagogy, 151(2), 7-26. https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-7-26

Похожие статьи

1-10 из 36

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.