М̶е̶ж̶д̶у̶н̶а̶р̶о̶д̶н̶а̶я̶ ̶п̶р̶а̶к̶т̶и̶к̶а̶ ̶п̶о̶ ̶п̶р̶е̶д̶о̶т̶в̶р̶а̶щ̶е̶н̶и̶ю̶ ̶о̶с̶т̶р̶а̶к̶и̶з̶м̶а (РЕТРАКЦИЯ)
DOI:
https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-151-2-7-26Ключевые слова:
буллинг, остракизм, предотвращение, антибуллинговые стратегии, кибербуллинг, международный опыт, образовательные программыАннотация
В условиях растущих цифровых рисков и изменения школьной среды проблема остракизма и запугивания становится особенно актуальной. Объектом данного исследования является социальная изоляция в учебных заведениях, проявляющаяся в виде издевательств и киберзапугивания. Цель работы – провести сравнительный анализ национальных и международных стратегий профилактики остракизма с акцентом на правовые, институциональные и культурные аспекты. Основное внимание уделяется опыту Финляндии, Великобритании, США, Японии, Южной Кореи, Казахстана и России, где выявлены типологические различия в способах предотвращения издевательств.
Научно-практическая значимость статьи обусловлена тем, что она не только систематизирует данные о существующих моделях противодействия издевательствам, но и дает рекомендации по их адаптации в условиях казахстанских и российских систем образования. Методика исследования основана на сравнительном правовом анализе, анализе содержания нормативных актов, отчетах международных организаций (ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНИСЕФ), а также статистических данных о динамике угроз. Также были использованы элементы социокультурного анализа и экспертного исследования.
Результаты показывают, что страны со всеобъемлющей государственной политикой, обязательными реализациями образовательных программ (например, Кива в Финляндии) и развитой системой поддержки пострадавших демонстрируют наибольшую эффективность. Несмотря на частичное внедрение Кивы в Казахстане, отмечена положительная тенденция – снижение хулиганства в пилотных школах на 12%.
Исследование способствует выработке педагогической политики борьбы с издевательствами, обосновывая необходимость интеграции международного опыта в национальные стратегии. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов в разработке эффективных профилактических мер.
Уведомление о ретракции статьи
Редакция журнала «Gumilyov Journal of Pedagogy» сообщает о ретракции статьи, опубликованной в выпуске №2(151) за 2025 год, в связи с выявленным нарушением публикационной этики.






