Внутренняя академическая мобильность студентов в Казахстане: институциональные практики и стратегические ориентиры

Авторы

  • А.С. Каленова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Автор https://orcid.org/0009-0004-0752-5704
  • А.М. Нурбаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая Автор
  • А. Мухтарова Национальная академия наук Республики Казахстан при Президенте Республики Казахстан Автор https://orcid.org/0000-0001-5906-1930
  • Б.А. Кадырбаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая Автор https://orcid.org/0009-0001-8476-7959

DOI:

https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-40-58

Ключевые слова:

внутренняя академическая мобильность, высшее образование, Казахстан, университеты, институциональные практики, образовательная стратегия, академический обмен

Аннотация

В современных условиях реформирования системы высшего образования в Казахстане академическая мобильность студентов рассматривается как одно из ключевых направлений повышения качества подготовки специалистов и укрепления академического партнерства между университетами. Особое значение приобретает развитие именно внутренней академической мобильности, как наиболее реалистичной и доступной формы межвузовского сотрудничества в пределах страны.

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического анализа текущего состояния внутренней академической мобильности студентов. Рассматриваются институциональные практики, применяемые в университетах Казахстана, нормативно-правовая база, регулирующая мобильность, а также механизмы реализации программ обмена. Выявлены основные барьеры и вызовы: несогласованность учебных планов, сложность зачёта дисциплин, ограниченные финансовые и информационные ресурсы, низкий уровень мотивации студентов и слабая цифровизация процессов.

На основе анализа действующих стратегий в сфере образования, авторы обозначают приоритетные ориентиры развития академической мобильности: усиление институционального взаимодействия между вузами, внедрение единой цифровой платформы учёта и согласования мобильности, унификация академических требований, формирование стимулов (грантовых, академических, карьерных) для студентов. Отдельное внимание уделяется значению внутренней мобильности как фактору формирования единого образовательного пространства, социального капитала студентов, региональной интеграции и повышения конкурентоспособности казахстанских вузов.

Предложенные рекомендации могут быть полезны для разработчиков образовательной политики, администраторов университетов, координаторов мобильности и преподавателей, задействованных в реализации академических обменов.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

Внутренняя академическая мобильность студентов в Казахстане: институциональные практики и стратегические ориентиры. (2025). Gumilyov Journal of Pedagogy, 152(3), 40-58. https://doi.org/10.32523/3080-1710-2025-152-3-40-58

Похожие статьи

1-10 из 60

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.